Аппликация для 1, 2, 3, 4 класса: легкие мастер-классы для детей школьного возраста

«Аппликация… что это?» — однажды задаёт вопрос ребёнок. Каждый вопрос требует ответа, особенно если спрашивает маленькое любознательное создание. Чтобы объяснение было понятным и вызвало интерес у пытливого ума, взрослый должен сам разобраться в вопросе.

Аппликация – что это?

Аппликация – вид искусства декоративно-прикладного направления, принцип которого заключается в технике вырезания, наложения и прикрепления деталей на основу. Название происходит от слова applicatio, что в переводе с латыни означает «прикладывание».

Составление изображений методом аппликации – древнейшая техника декорирования предметов быта у разных народностей, которая применяется до сих пор. Наклеивая или нашивая на подобранный фон вырезанные из различных материалов фигурки, можно получить не просто картинку, панно или открытку, но и настоящий шедевр.

Классификация техник аппликации

Поскольку такой вид изображений выделяется силуэтностью, распределением цвета и выразительностью, создавать картинки можно с использованием разных приёмов. Техники аппликации определяют:

цветовая гамма:

  • одноцветная,
  • чёрно-белая,
  • многоцветная;

форма:

  • плоская – вырезанные из плоского материала элементы крепятся на основу;
  • объёмная (выпуклая) – элементы поверхностного слоя имеют объёмную форму, к примеру комочки ваты;

тематика:

  • предметная – изображаются отдельные объекты;
  • сюжетная – смысловое отображение действия, сюжета, события;
  • декоративная – узор, орнамент, как элементы декорирования.

Материалы для изготовления аппликаций

Когда речь заходит об аппликациях, люди представляют картинку из кусочков цветной бумаги. Однако, творить можно из самых разнообразных по формам и фактуре образцов:

  • меха и кожи, как натуральных, так и искусственных;
  • бумаги любой плотности цветной и однотонной;
  • шнура и материи (шёлка, хлопка, бархата);
  • сафьяна и фетра;
  • бисера;
  • пластилина;
  • соломки;
  • яичной скорлупы;
  • коры деревьев, сухих листьев и растений;
  • круп и семян.

Необходимые инструменты

Для создания изображений в технике аппликации понадобится доступный набор инструментов.

  1. Клей карандашный и жидкий (клейстер), ёмкость для клея.
  2. Простой карандаш и цветные, ластик, ручка.
  3. Кисти для клея, подставка и стакан для них.
  4. Бумага или клеёнка для работы с клеем.
  5. Небольшие ножницы, желательно со скруглёнными концами, канцелярский нож.
  6. Коробочки, в которые можно будет складывать подготовленные детали и обрезки.
  7. Тканевые салфетки: влажная и сухая.

Последовательность выполнения аппликации

  • Сначала выбирается сюжет.
  • Составляется эскиз.
  • Подбирается и подготавливается основа.
  • Заготавливаются (вырезаются) элементы, из которых будет составляться аппликация.
  • Детали раскладываются на фоне (основе).
  • Приклеиваются.
  • Высушиваются.

Набор инструментов и предметов прост. Материал для исполнения найдётся в каждом доме – лоскуты ткани, обрезки кожи. Листья или кору можно заранее собрать во время прогулки с ребёнком, потом подготовить. Бумага, бисер и пластилин доступны.

Однако некоторые родители нечасто выделяют время для составления аппликаций с детьми. Возможно считают занятие хлопотным, заниматься рисованием проще. И совершенно напрасно, ведь польза от таких занятий велика.

Занятия аппликацией с детьми

Составление картинок из кусочков – интересное и развивающее занятие для детей. Аппликация стимулирует воображение, малыши учатся не только видеть красоту мира, но и создавать её собственными ручками.

Работа с мелкими деталями и процесс вырезания тренируют и развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Работая над своими шедеврами, маленькие художники учатся конструктивно мыслить, запоминать цвета и различать формы.

Папы и мамы, помогающие чадам создавать первые творения, возможно не подозревают, что участвуют в формировании эстетического вкуса и раскрытии творческих способностей возможно будущих художников. Составление изображений расширяет детский кругозор, вырабатывает аккуратность, настойчивость, терпение и трудолюбие, формирует мировоззрение.

Именно поэтому уроки аппликации проводятся в дошкольных учреждениях и введены в школьную программу обучения. Работа педагогов направлена на рациональное и гармоничное развитие детей разного возраста.

Принцип подготовки к занятиям

План проведения уроков по созданию аппликаций формируется с учётом:

  • детского возраста;
  • степени развития мыслительных процессов;
  • уровня уже приобретённых навыков.

Каждая возрастная группа нуждается в определённых особенностях организации обучения. С дошкольниками проводится работа ознакомительного характера, мальчики и девочки изучают предметы и простые техники их использования. К занятиям с детьми более старшего возраста – учениками начальных классов, требуется другой подход.

Занятия аппликацией в 1 классе

В этом возрасте детям трудно концентрироваться, отвлекать может любая мелочь. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы завладеть инициативой и переключить внимание учеников на создание поделки. Обучать маленьких проказников расширять кругозор, развиваться и думать желательно в непринуждённой форме.

Это может быть весёлая игра, в процессе которой даётся и усваивается полезный материал гораздо легче. Изучая тему о животных, к примеру, можно подготовить с детьми аппликацию из бумаги с изображением зверюшек. Для детей 1 класса вырезать фигурки будет вдвойне интересней и познавательней.

Заинтересовать учеников можно, устроив конкурс или соревнование, поручив каждому из них создать картинку, изображающую животное и рассказать о нём, развивая тем самым не только художественную технику, но и постановку речи.

Выбирать тематику для поделок стоит с учётом детских интересов. Изображать сюжеты сказочных историй, героев комиксов и мультфильмов малышам наверняка понравится.

Занятия аппликацией во 2 классе

На этом этапе обучения задачи усложняются. Создание картинок требует интеллектуального подхода, полученные навыки углубляются, осваиваются новые техники, материалы и вырабатывается опыт.

Учащиеся за год привыкли к школе, учителям, одноклассникам и чувствуют себя свободней. Встречая первоклашек в школьных коридорах, с гордостью понимают, что повзрослели. Так и отношение к поделкам из бумаги становится привычным. Детям начальных классов можно предложить сделать аппликацию из ватных дисков. Использование нового материала стимулирует желание сделать, и увидеть результат.

В этот период детское развитие направляется на самостоятельную работу. Важно чтобы сорванцы сами начали читать, тренировать память, учились вести конспект и старались создавать картинки.

Занятия аппликацией в 3 классе

Вчерашние второклассники становятся третьеклассниками. Вместе с ними подрастает запрос на самореализацию. Работать с клеем, ножницами и различными материалами дети уже научились, пришла пора сделать упор на креативность, дать волю фантазиям.

Спектр технических навыков тоже нужно расширять, простое вырезание фигурок из бумаги – это уровень второклашек. Пусть осваивают методы посложнее. Можно обучить оригинальной технике «декупаж», заключающейся в том, что созданная аппликация покрывается лаком.

Изделие приобретёт особенный визуальный эффект, но это дети увидят сами. Стоит объяснить, что такой способ не только украшает произведение, но и лучше сохраняет, делает долговечным.

Определённо вызовет интерес техника складывания бумаги вдвое или «гармошкой» с последующим вырезанием центрических или пропорциональных фигур.

Занятия аппликацией в 4 классе

Ученики уже способны самостоятельно работать с ножницами, рисовать и с лёгкостью клеить. Настало время сконцентрировать детей на расширении творческого потенциала, научить создавать уникальные вещи с использованием новых предметов и инструментов. Создавая аппликации для 4 класса, педагог учит детей работать с шаблонами и демонстрирует способы, сокращающие время вырезания фигур.

Хорошо было бы подключиться родителям. Дома взрослые также могут вместе с ребятами экспериментировать, делиться собственным опытом, обсуждая и обмениваясь идеями.

Создание изображений объединяет старшее и младшее поколение. При этом взрослые контролируют развитие детей, вовремя усложняя задания. Аппликация для 4 класса из цветной бумаги подразумевает освоение новых техник.

Подросшие дети могут нарисовать шаблон самостоятельно, выбрав понравившийся предмет. Затем вырезать и наклеить, как им подсказывает воображение.

Стоит отметить, что совместное творчество – это обоюдовыгодное мероприятие. Поскольку деткам нравится забота и внимание со стороны родителей, взрослые при этом участвуют не только в воспитании, но и в образовании. Замечательно, если такие занятия станут частыми, а лучше – регулярными.

Занятия с ребятнёй в тандеме – учителя в школе, родители дома – значительно углубят и расширят знания и умения. Такой подход позволит совершенствоваться быстрее.

Правильно направленное детское мышление предполагает органичное развитие. Своевременно выявленный талант будет совершенствоваться и, возможно, поможет сориентироваться в выборе профессии в дальнейшем.

Приучая деток трудиться, не стоит забывать о том, что убирать за собой надо обязательно. Это дисциплинирует.

Занятия аппликацией с малышами доступны и интересны. Поэтому дети с удовольствием создают свои маленькие произведения искусства. Статья проиллюстрирована шаблонами аппликаций для начальных классов. Составлять картинки могут даже не самые одарённые художественными талантами люди.

Главная задача взрослых – научить и помочь детям реализоваться. Однако не стоит забывать, что делать это надо деликатно, без излишнего нажима, с учётом интересов ребёнка. И, кто знает, возможно будут заложены предпосылки возникновения нового яркого дарования.

Фото идеи аппликаций для школьников 1, 2, 3, 4 класса

Оцените статью
dnevnikmastera.ru
Добавить комментарий