- Аппликация – что это?
- Классификация техник аппликации
- Материалы для изготовления аппликаций
- Необходимые инструменты
- Последовательность выполнения аппликации
- Занятия аппликацией с детьми
- Принцип подготовки к занятиям
- Занятия аппликацией в 1 классе
- Занятия аппликацией во 2 классе
- Занятия аппликацией в 3 классе
- Занятия аппликацией в 4 классе
- Фото идеи аппликаций для школьников 1, 2, 3, 4 класса
«Аппликация… что это?» — однажды задаёт вопрос ребёнок. Каждый вопрос требует ответа, особенно если спрашивает маленькое любознательное создание. Чтобы объяснение было понятным и вызвало интерес у пытливого ума, взрослый должен сам разобраться в вопросе.
Аппликация – что это?
Аппликация – вид искусства декоративно-прикладного направления, принцип которого заключается в технике вырезания, наложения и прикрепления деталей на основу. Название происходит от слова applicatio, что в переводе с латыни означает «прикладывание».
Составление изображений методом аппликации – древнейшая техника декорирования предметов быта у разных народностей, которая применяется до сих пор. Наклеивая или нашивая на подобранный фон вырезанные из различных материалов фигурки, можно получить не просто картинку, панно или открытку, но и настоящий шедевр.
Классификация техник аппликации
Поскольку такой вид изображений выделяется силуэтностью, распределением цвета и выразительностью, создавать картинки можно с использованием разных приёмов. Техники аппликации определяют:
цветовая гамма:
- одноцветная,
- чёрно-белая,
- многоцветная;
форма:
- плоская – вырезанные из плоского материала элементы крепятся на основу;
- объёмная (выпуклая) – элементы поверхностного слоя имеют объёмную форму, к примеру комочки ваты;
тематика:
- предметная – изображаются отдельные объекты;
- сюжетная – смысловое отображение действия, сюжета, события;
- декоративная – узор, орнамент, как элементы декорирования.
Материалы для изготовления аппликаций
Когда речь заходит об аппликациях, люди представляют картинку из кусочков цветной бумаги. Однако, творить можно из самых разнообразных по формам и фактуре образцов:
- меха и кожи, как натуральных, так и искусственных;
- бумаги любой плотности цветной и однотонной;
- шнура и материи (шёлка, хлопка, бархата);
- сафьяна и фетра;
- бисера;
- пластилина;
- соломки;
- яичной скорлупы;
- коры деревьев, сухих листьев и растений;
- круп и семян.
Необходимые инструменты
Для создания изображений в технике аппликации понадобится доступный набор инструментов.
- Клей карандашный и жидкий (клейстер), ёмкость для клея.
- Простой карандаш и цветные, ластик, ручка.
- Кисти для клея, подставка и стакан для них.
- Бумага или клеёнка для работы с клеем.
- Небольшие ножницы, желательно со скруглёнными концами, канцелярский нож.
- Коробочки, в которые можно будет складывать подготовленные детали и обрезки.
- Тканевые салфетки: влажная и сухая.
Последовательность выполнения аппликации
- Сначала выбирается сюжет.
- Составляется эскиз.
- Подбирается и подготавливается основа.
- Заготавливаются (вырезаются) элементы, из которых будет составляться аппликация.
- Детали раскладываются на фоне (основе).
- Приклеиваются.
- Высушиваются.
Набор инструментов и предметов прост. Материал для исполнения найдётся в каждом доме – лоскуты ткани, обрезки кожи. Листья или кору можно заранее собрать во время прогулки с ребёнком, потом подготовить. Бумага, бисер и пластилин доступны.
Однако некоторые родители нечасто выделяют время для составления аппликаций с детьми. Возможно считают занятие хлопотным, заниматься рисованием проще. И совершенно напрасно, ведь польза от таких занятий велика.
Занятия аппликацией с детьми
Составление картинок из кусочков – интересное и развивающее занятие для детей. Аппликация стимулирует воображение, малыши учатся не только видеть красоту мира, но и создавать её собственными ручками.
Работа с мелкими деталями и процесс вырезания тренируют и развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Работая над своими шедеврами, маленькие художники учатся конструктивно мыслить, запоминать цвета и различать формы.
Папы и мамы, помогающие чадам создавать первые творения, возможно не подозревают, что участвуют в формировании эстетического вкуса и раскрытии творческих способностей возможно будущих художников. Составление изображений расширяет детский кругозор, вырабатывает аккуратность, настойчивость, терпение и трудолюбие, формирует мировоззрение.
Именно поэтому уроки аппликации проводятся в дошкольных учреждениях и введены в школьную программу обучения. Работа педагогов направлена на рациональное и гармоничное развитие детей разного возраста.
Принцип подготовки к занятиям
План проведения уроков по созданию аппликаций формируется с учётом:
- детского возраста;
- степени развития мыслительных процессов;
- уровня уже приобретённых навыков.
Каждая возрастная группа нуждается в определённых особенностях организации обучения. С дошкольниками проводится работа ознакомительного характера, мальчики и девочки изучают предметы и простые техники их использования. К занятиям с детьми более старшего возраста – учениками начальных классов, требуется другой подход.
Занятия аппликацией в 1 классе
В этом возрасте детям трудно концентрироваться, отвлекать может любая мелочь. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы завладеть инициативой и переключить внимание учеников на создание поделки. Обучать маленьких проказников расширять кругозор, развиваться и думать желательно в непринуждённой форме.
Это может быть весёлая игра, в процессе которой даётся и усваивается полезный материал гораздо легче. Изучая тему о животных, к примеру, можно подготовить с детьми аппликацию из бумаги с изображением зверюшек. Для детей 1 класса вырезать фигурки будет вдвойне интересней и познавательней.
Заинтересовать учеников можно, устроив конкурс или соревнование, поручив каждому из них создать картинку, изображающую животное и рассказать о нём, развивая тем самым не только художественную технику, но и постановку речи.
Выбирать тематику для поделок стоит с учётом детских интересов. Изображать сюжеты сказочных историй, героев комиксов и мультфильмов малышам наверняка понравится.
Занятия аппликацией во 2 классе
На этом этапе обучения задачи усложняются. Создание картинок требует интеллектуального подхода, полученные навыки углубляются, осваиваются новые техники, материалы и вырабатывается опыт.
Учащиеся за год привыкли к школе, учителям, одноклассникам и чувствуют себя свободней. Встречая первоклашек в школьных коридорах, с гордостью понимают, что повзрослели. Так и отношение к поделкам из бумаги становится привычным. Детям начальных классов можно предложить сделать аппликацию из ватных дисков. Использование нового материала стимулирует желание сделать, и увидеть результат.
В этот период детское развитие направляется на самостоятельную работу. Важно чтобы сорванцы сами начали читать, тренировать память, учились вести конспект и старались создавать картинки.
Занятия аппликацией в 3 классе
Вчерашние второклассники становятся третьеклассниками. Вместе с ними подрастает запрос на самореализацию. Работать с клеем, ножницами и различными материалами дети уже научились, пришла пора сделать упор на креативность, дать волю фантазиям.
Спектр технических навыков тоже нужно расширять, простое вырезание фигурок из бумаги – это уровень второклашек. Пусть осваивают методы посложнее. Можно обучить оригинальной технике «декупаж», заключающейся в том, что созданная аппликация покрывается лаком.
Изделие приобретёт особенный визуальный эффект, но это дети увидят сами. Стоит объяснить, что такой способ не только украшает произведение, но и лучше сохраняет, делает долговечным.
Определённо вызовет интерес техника складывания бумаги вдвое или «гармошкой» с последующим вырезанием центрических или пропорциональных фигур.
Занятия аппликацией в 4 классе
Ученики уже способны самостоятельно работать с ножницами, рисовать и с лёгкостью клеить. Настало время сконцентрировать детей на расширении творческого потенциала, научить создавать уникальные вещи с использованием новых предметов и инструментов. Создавая аппликации для 4 класса, педагог учит детей работать с шаблонами и демонстрирует способы, сокращающие время вырезания фигур.
Хорошо было бы подключиться родителям. Дома взрослые также могут вместе с ребятами экспериментировать, делиться собственным опытом, обсуждая и обмениваясь идеями.
Создание изображений объединяет старшее и младшее поколение. При этом взрослые контролируют развитие детей, вовремя усложняя задания. Аппликация для 4 класса из цветной бумаги подразумевает освоение новых техник.
Подросшие дети могут нарисовать шаблон самостоятельно, выбрав понравившийся предмет. Затем вырезать и наклеить, как им подсказывает воображение.
Стоит отметить, что совместное творчество – это обоюдовыгодное мероприятие. Поскольку деткам нравится забота и внимание со стороны родителей, взрослые при этом участвуют не только в воспитании, но и в образовании. Замечательно, если такие занятия станут частыми, а лучше – регулярными.
Занятия с ребятнёй в тандеме – учителя в школе, родители дома – значительно углубят и расширят знания и умения. Такой подход позволит совершенствоваться быстрее.
Правильно направленное детское мышление предполагает органичное развитие. Своевременно выявленный талант будет совершенствоваться и, возможно, поможет сориентироваться в выборе профессии в дальнейшем.
Приучая деток трудиться, не стоит забывать о том, что убирать за собой надо обязательно. Это дисциплинирует.
Занятия аппликацией с малышами доступны и интересны. Поэтому дети с удовольствием создают свои маленькие произведения искусства. Статья проиллюстрирована шаблонами аппликаций для начальных классов. Составлять картинки могут даже не самые одарённые художественными талантами люди.
Главная задача взрослых – научить и помочь детям реализоваться. Однако не стоит забывать, что делать это надо деликатно, без излишнего нажима, с учётом интересов ребёнка. И, кто знает, возможно будут заложены предпосылки возникновения нового яркого дарования.