Филимоновская игрушка: что это такое и как делается своими руками

Каким-то образом в 16 веке земледелец Филимон нашел недалеко от поселения удивительную глину. Местные земли были неплодородными, непригодными для обработки. Поэтому мужчины с радостью стали заниматься гончарным делом и продавать керамику. Все виды крышек, мисок, ваз, чашек, тарелочек с тележками были перевезены в ближний город Одоев и выставлены на продажу на ярмарке. Таким образом жители деревни кормились веками.

Остатки глины местные женщины стали использовать для лепки уникальных свистулек на забаву собственным детям. Занятие лепкой нравилось женской половине. Они вкладывали в каждую поделку столько искренней теплоты, сколько хотели передать детям.

В руках женщин постепенно создавались сказочные животные. Козлы с длинными шеями, волки с добрыми глазами, интересные «коньки-горбунки». Лепили кокетливых «барышень», державших уточек, кавалеров в шляпах с перьями, удалых наездников.

Мастерицы просто делали игрушку из остатков специальной глины, залежи которой находились на поверхности земли тонким слоем. Люди называли ее «синей» из-за цвета. Удивительно податливый в работе пластик, попадая в хорошие руки — становился живым существом.

Филимоновская игрушка, появившаяся в Тульской губернии в маленьком селе, названным Филимоново по имени горшечника, нашедшего глину, более 1000 лет назад, существует и сейчас. Способ создания игрушек не поменялся, и местные мастера продолжают собственные умения передавать молодому поколению.

Виды игрушки

Красивые свистульки сначала отдавались для игры детям, но потом стали также продавать. Занимались лепкой игрушки женщины, они начинали обучаться ремеслу с семи лет, еще девочками. А деньги, которые получали за свистульки, складывали на приданое молодой мастерице.

Филимоновские игрушки – всегда свистульки. Это были формы животных или людей. Часто создавались целые композиции из нескольких персонажей. Сама форма была простая, отдельные мелкие части тела не выделялись. В основном, силуэты барыни или кавалера обладали узеньким недлинным туловищем, переходящим в широкие шаровары или юбку.

Фото rukodelnichek.ru.

Коническая головка сравнивалась по ширине с шеей и была покрыта головным убором — шарфом, шляпкой для женских фигур, фуражкой, шляпой для мужчин. В руках дамы сидел ребенок или птичья трубочка, а у господ — петух или гусь.

Из животных ремесленники чаще всего создавали образы мишек, лошадок, коров и оленей. Они отличались особенным видом рогов и ушей, остальные части были равными: узкое, длинное тело с плавными перегибами, красивые ноги, тонкая шея и маленькая голова.

Создавались в Филимоново и образы. Медведь рассматривался как символ власти, а женщина — как одушевление великой «природы» и как мать-нянька, продолжение клана. Символизировал удачливый брак олень, поэтому фигурки оленей часто предоставляли молодоженам. Птички являлись помощниками Матери-Земли, посланниками пробудившейся природы. Коровы отождествлялись с плодородием и обещали фермерам богатый урожайный год.

Метод формирования

Спецификой филимоновских игрушек является продолговатая форма и удлиненные симметрии. Эта форма была определена материалом, который был использован для моделирования. Однако маслянистая глина, хорошо поддающаяся для создания формы, после высыхания оседает и сильно разрушается.

Умелицам пришлось исправлять фигуру несколько раз и тянуть ее, чтобы убрать неровности с трещинами. Благодаря особенностям вещества появился фирменный образ филимоновских игрушек.

Этапы создания игрушки:

  1. Сначала формировался предварительный силуэт фигуры. Мастерицы планировали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек — тогда он стоял, животные — сидели на четырех ногах или стояли, затем форма выравнивалась, избыток материала удалялся.
  2. Следующим шагом являлась работа по исправлению, сглаживанию и добавлению деталей. Обожженная глина темного цвета приобретала бело-розовый цвет, что позволило впоследствии наносить различные цвета без грунтования.
  3. На заключительном этапе начинали расписывать заготовку. Популярные умелицы работали гусиными и куриными перьями, что позволяло создавать тонкие и однородные полоски. Краска под перьями идеально наносилась на глиняную заготовку.

Филимоновская игрушка роспись

Набор красок был довольно тонкий — чаще всего умелицы выбирали три колора: желтый, красный и зеленый. Редко выбирались синий и фиолетовый. Рисование выполнялось в определенном порядке:

  • в первую очередь пятна раскрашивали в желтый цвет;
  • затем продолжались узоры в красном цвете;
  • и последним добавлялся зеленый цвет.

Ремесленники начинали рисовать узоры из центра, плавно двигаясь по краям. Рисунки получались просты и неприхотливы: елочка, цветные полосы, геометрические фигуры, звезды. Преобладали преимущественно цветочные мозаики — листья, солнце, ветки, ягоды, цветы.

Несмотря на скудные цвета, все изделия Филимонова были яркими и нарядными. Дети любили красочные игрушки, которые могли громко свистеть. Эти модельки считались сувенирами для взрослых, хотя жители полагали, что игрушка Филимоново может принести процветание и счастье в дом.

Можно вспомнить берегинь Вятичей. Символ хорошего начала жизни, праматерей всего сущего на Земле, защищающий род от несчастья. Древние обереги ассоциировались с птицами, а «барышни» из Филимонова обычно держали утку в руках. При необходимости даже человек далекий от искусства легко найдет общие черты в пластиковом жемчуге и «барышнях» Филимонова.

Музыкальная игрушка из глины несла определенный смысловой образ и эффект магии. Женская фигура была олицетворением языческого божества плодородия, фигура всадника или лошади символизировала божественность солнца, оленей — богатство, уток — «земную и небесную» воду. Подвески или волшебные клиенты: лошадь — дом, медведь — лес.

Славянское племя долгое время не поддавалось влиянию соседей и церкви. Они одними из последних приняли христианские церемонии. Поэтому можно предположить прямую смену Филимоновского свистка с берегов древних Вятичей. Но почему только с берега? Развлечения включают в себя популярные изображения «лошади» — символа солнца, «волка» — собаки небесного правителя, «петуха» — преследователя злых чар.

Хотя предмет для потешек начали разрисовывать намного позже, цветовые оттенки живописи имели древнеславянское магическое и символическое значение: красный — цвет солнца, зеленый — жизнь, белый — гармоничность, синий — небеса.

В свистках Филимоновских умелиц содержится естественная грация, столь характерная для русской души.

Фото примеры и идеи филимоновской игрушки

Оцените статью
dnevnikmastera.ru
Добавить комментарий